Драматический театр им. Савина - Грустно и обидно за шекспира, за зрителей и стыдно за некоторых актёро
Как же долго все ждали и мечтали увидеть на Сыктывкарской сцене драматического театра им.В.Савина «Гамлета». Это же исторический момент, как и сама пьеса Шекспира «Гамлет». Гамлет - А.Федоренко, король Клавдий - В.Кузьмин, королева Гертруда - Г.Микова, О.Сосновская, призрак отца Гамлета - А.Трибельгорн, советник Полоний - В.Градов, Офелия - О.Родович, Лаэрт - Д.Расыхаев, принц норвежский Фортинбрас - А.Колмаков и другие.
Мне бы хотелось обратить внимание на некоторые моменты в этом спектакле.
Например, 1 акт. Начинается спектакль солдатами, которые дежурят в ночном карауле и сообщают новость друг другу о увиденном призраке отца Гамлета. Они решают всё сообщить принцу Гамлету. Тем временем, во дворце королевства Дании происходит официальная церемония короля Клавдия и королевы Гертруды, перед своими придворными. Происходит встреча принца Гамлета с призраком− отцом Гамлета, на которой Гамлет узнаёт от него настоящую причину смерти отца Гамлета и т.д. Пока всё вроде понятно. И вот тут многое начинается.
Сцена изнасилования Офелии Гамлетом – грязь из всех грязей! Что, вы, этим хотели показать, г-н «гениальный» режиссёр, что, вы, современны, что, вы, «герой нашего времени»?! Да всего этого – космическая лавина на нашем телевидении, во всех книгах и журналах современных «писателей». Действеннее, понятнее и культурнее было показать эту сцену за кулисами или декорацией, да и то, не видимым, а текстовым способом. Г-н «г» режиссёр, ну а такого процесса изнасилования Офелии Гамлетом, наверное, не видел ещё никто и нигде! Постоянно обращаться к Богу, к небесам, и насиловать героиню со словами: «СТУПАЙ В МОНАСТЫРЬ. К ЧЕМУ ПЛОДИТЬ ГРЕШНИКОВ.», − это БОГОХУЛЬСТВО (!!!), и грязно показывать сам процесс изнасилования через одежду (ночную рубашку, которая больше была похожа на больничную), даже без каких-либо обозначений приготовления к данной сцене и, в завершении её, резко повернувшись лицом к зрителю, просто не уважительно, а по-актёрски не сыграно, даже не обозначено, не прожито, как говорят в вашей профессии – это НЕ профессионально, г-н актёр! Господа театральные, очнитесь! Текст Шекспира написан без богохульства и всякой пошлости и грязи, а то действие, что видят зрители на сцене, это - ваше, г-н «г» режиссёр! При всём этом, у Шекспира в пьесе есть Священник, он сопровождает ритуальную процессию, когда хоронят Офелию. Надо сказать, что Шекспир показал мощное сопротивление власти и религии. Вы же, г-н «г» режиссёр, грязную семейную разборку!
2 акт: Гамлет убивает Полония, думая, что за дверями подслушивает король Клавдий. Какая же оценка происходит у Гамлета, когда он узнаёт, что он убивает не короля, а советника Полония? Никакая! Никакого осознания, ни отыгранной оценки в тембре голоса Гамлета (актёра А.Федоренко), что теперь на его совести убийство, грех. А до этого, ещё и изнасилование Офелии. Как начал свой ор-текст, так и шло. Во многих местах текст просто пропадал, т.к. актёр его скороговорил или же, бубнил его под себя. Зачем так гнать текст Шекспира, когда в нём столько поэзии?! Во втором действии спектакля просто было невозможно его слышать. Вообще, если говорить про голос и пластику актёра (Гамлет), просто невыносимо смотреть и слушать! Каменно-костлявые и зажатые движения, глухой и сиплый голос, с одинаково-орущей интонацией, тембром, напротяжении всего спектакля, рождает вопрос: драмтеатр думает ли о своих зрителях?
Гамлет – да кто он у вас, г-н «г» режиссёр?! За кого он и за что он?! Он герой-спаситель или демон?! Г-н «гениальный режиссёр», смотришь на вашего Гамлета в страшном ужасе с самого начала и до конца спектакля, всё одно — монстр, квазимодо, вампир с безумно-выпученными глазами, психопат, какой-то больной, неврастеник и трус! И поэтому, позиция силы духа Гамлета пропадает. Да ваш Гамлет страшнее самого Клавдия и норвежского принца Фортинбраса! У Шекспира Гамлет герой и идеал, по которому хотелось ровняться всем и, может, даже, самому Шекспиру! А эти неоправданные и наигранные актёром припадки, от которых хочется бежать из зала, зачем они?! Тем более что самого Гамлета никто не пытается лечить: ни его мать, ни его друг Горацио, ни его университетские товарищи, ни какой-либо, хотя бы обозначенный, лекарь из придворных. Одни припадки. В некоторых сценах какие-то глупые кривляния лицом. Что это?! И это Гамлет?! Такое ощущение, как - будто находишься во дворце вампиров, где все друг у друга пьют кровь, или в психбольнице, или в наркологическом диспансере, где лечат алкашей и наркоманов. Иногда складывалось впечатление что, режиссёр и актёр показывают разных (своих) Гамлетов. Режиссёр своего, а актёр своего, заученного или, точнее, самого себя, что вызывает полное отвращение, глядя как на нервнобольного. Полный и страшный бред!
Поговорим о других персонажах спектакля. Например, Лаэрт (Д.Расыхаев) такой же, с глухим и осипшим голосом, со страшной одышкой и тяжеленной походкой, дядина. Страшно выслушивать истероидный крик, когда Гертруда сообщает Лаэрту о смерти Офелии.
Офелия (О.Родович) шизоидно-марионеточная бабенция, то танцующая на пуантах, то играющая, под музыкальную фонограмму, не нажимая на клавиши рояля. Да Лаэрт и Офелия− это те же Ромео и Джульетта, только брат и сестра, и с другой жизненной ситуацией.
Неужели у театра драмы все артисты такие?! Вопрос к руководству театра и г-ну «г» режиссёру: как происходит, да и, происходил ли, вообще, отбор (кастинг) артистов на роли, на такой мощный классический материал и на такой грандиозный, как заявлял режиссёр и ваш театр, спектакль «Гамлет»?! Скорее, как обычно и везде — с кем пью да сплю-даю! Уж больно много голубоватых оттенков, г-н «г» режиссёр, в вашем спектакле, а может, и не только в спектакле.
Совершенно непонятна заштампованная актёрская игра В.Градова (советник Полоний) и его отношение, оценка в произошедшей трагедии с его дочерью Офелией, которую изнасиловал Гамлет. То Полоний сам страшен, как Гамлет, то начинается какая-то игра в ххххха. Бред!
Гильденстерн и Розенкранц (К.Карманов, В.Рочев), его университетские товарищи, как голубовато-заботливые друзья-акробаты, да и Озрик (А.Третьяков) такой же.
Сцена с могильщиками-философами (И.Янков, Л.Попов) была сделана в лёгком юморе, который, пусть ненадолго но, отвлёк от тяжёлого и мрачного. Было глупо себя чувствовать, когда сидишь на первом ряду и видишь, как легко несут тело Офелии люди в чёрных плащах, видимо, это были монахи и, тужатся от «тяжести» могильщики, опуская тело Офелии в яму. Хотя бы, для приличия, сделали тело-манекен Офелии потяжелее. Непонятна сцена выкапывания могилы и её зарывание. Выкапывая, могильщик кладёт песок на сцену, а закапывая тело, могильщики просто опрокидывают доску-щит, на которой кучка, того самого, песка. Теряешься где, правда, а где обозначения. Зачем это? Бред!
Непонятны солдаты, их костюмы, которые больше похожи на американскую армию, а так же непонятно их звуковое оформление, слышалось как отдалённо-немецкие крики.
Поединок между Гамлетом и Лаэртом напоминал какое-то детское фехтование шпагами при молчаливо-безучастном присутствии придворных.
Финал спектакля: после поединка погибают Лаэрт, Гамлет, который ранит отравленной шпагой короля Клавдия. Появляется призрак отца Гамлета, направляясь, подходит к сыну, Гамлет встаёт, и они вместе уходят в свет, непонятна реакция придворных и всех присутствующих при данной сцене! Они видят это или нет?! Если видят, то почему никакой оценки?! Далее, происходит захват королевства Дании норвежским принцем Фортинбрасом (А.Колмаков). Выступающий с трибуны принц, как президент, в костюме, отдаёт почести принцу Гамлету, заявляя о своих правах и власти! Образ норвежского принца Фортинбраса прочитывается хладнокровным, жестоким, как наступившее время диктаторского режима.
Я смотрела две премьеры подряд, одну с участием О.Сосновской в роли королевы Гертруды, другую, в работе Г.Миковой. С первой понятно лишь одно, очередной пиар-ход, ничего драматического, в некоторых местах вовсе прослеживалось выпевание фраз. Исполнялись арии под фонограмму. Г-н «г» режиссёр, а зачем надо было делать такой винегрет, смешивая разные сферы профессий?! Чтобы превратить спектакль в шоу («Фаустина-2»), как это делают сейчас?! Это каким надо быть зрителю слепым и глухим, чтоб непонять, где поющий, а где драматический исполнитель роли. Хотя, глухой уже становишься, от громкой музыки на вашем спектакле. А в исполнении Г.Миковой было очень видно, как актриса артикуляционно не попадает под фонограмму.
В спектакле были сыграны и понятны лишь призрак отца Гамлета (А.Трибельгорн), королева Гертруда (Г.Микова), король Клавдий (В Кузьмин), и принц Фортинбрас (А.Колмаков). А что играли или обозначали другие персонажи, увы, осталось в вашем тумане.
Совсем непонятен финал с куклами, изображающих мёртвые тела: Клавдия, Гертруды, Лаэрта. Они погибают в одних костюмах, а при появлении принца Фортинбраса, их тела (куклы) лежат так же на своих местах гибели, но уже совершенно в другом одеянии, которые после бросаются, как хлам, в ящики на колёсах. Что эти куклы, одетые в другую одежду, означают?!
Спектакль получился тяжёлым и мрачным! Одетая декорация (стена с дверями), с одной стороны фреска, с религиозным изображением, с другой, с зеркальным покрытием, служащее, как зеркало, в котором отображается вся жизненная грязь. Что дальше?! Если говорить об общем оформлении сцены, таком же чёрном и мрачном – то он очень напоминал общий фон из другого спектакля «Калевала».
Такая же тяжёлая и мрачная получилась режиссёрская работа и игра главных героев. Очень больно было наблюдать за рабочими, которые надрывно передвигали огромную и тяжёлую декорацию. Лучше бы всё это было механизировано, чем так диктаторски издеваться над людьми. Ведь век новых технологий наступил! Тем более на спектакль потрачено было столько денег (миллионы), и многим думается, что большая их часть потрачена зря, либо, непоназначению.
Ну, большое количество переодеваний костюмов, да и то непонятно, зачем такая перемежка классической и современной эпохи, только чтобы показать, что пьеса актуальна и в наши дни? Думаю, умный зритель и так понял бы, что любая классика всегда будет актуальна. Ну, классическая музыка. И всё. А что дальше?! Кстати, зачем так громко надо включать музыку?! Это не дискотека, господа и, вы, г-н звукооператор не дома! Зритель не должен мучатся и закрывать глаза от такой громкости.
Кстати, некоторые элементы спектакля, например, танцующие женщины-придворные по западно-развлекающему стилю или появление девушек-болельщиц (перед дуэлью Гамлета с Лаэртом) создавали эффект «дежа вю», что я уже это видела в других фильмах.
Г-н «г» режиссёр, вы, придумали сон, страшный сон (спектакль) для зрителя, а не увидели и поняли его! Вы даже близко не передали настоящего Уильяма Шекспира и его Гамлета! А потому, «не замахнётся ли» теперь он на всех нас?!
Что ж, ждали-ждали много лет, а увидели: «Нет повести печальнее на свете, чем повести, увиденной в «г»амлете!» Грустно и обидно за Шекспира, за зрителей и стыдно за некоторых актёров.
Закончу лишь словами из пьесы: «А сны и приходят из честолюбия. Честолюбец живёт несуществующим. Он питается тем, что возомнит о себе (г-н «г» режиссёр) и себе припишет».